МВД надоело: полицейских обяжут через суд платить за разбитые «Приусы»

В МВД нашли способ, как возместить ущерб по ДТП с участием патрульных полицейских. С сотрудников, бывших и нынешних, через суд пытаются взыскать космические суммы за разбитые авто.

Массовые иски к патрульным полицейским, которые стали участниками ДТП, разбили служебный автомобиль Toyota Prius или же гражданский автомобиль, подает Департамент патрульной службы. Таким образом они пытаются переложить материальную ответственность за порчу имущества на подчиненных.

Есть уже и конкретные решения. Так, Винницкий городской суд вынес вердикт, по которому обязал патрульного возместить ущерб в 150 тыс. грн департаменту. Коп за рулем Toyota Prius нарушил правила дорожного движения, развернулся через две сплошные да еще и врезался в автомобиль Ford Focus. Это решение было обжаловано, и с сотрудника патрульной службы взыскали всего 8121 грн.

Подобных исков по всей Украине сегодня сотни, рассказывает «Вестям» адвокат Руслан Белицкий. «Около года идут судебные процессы о взыскании средств за разбитые служебные автомобили с сотрудников патрульной полиции. Началось все с регионов, а сегодня уже докатилась до Киева», — отмечает адвокат.

Например, более 400 тыс. грн управление патрульной полиции столицы пытается взыскать со своего сотрудника за то, что он во время патрулирования столкнулся с другим автомобилем. «С меня департамент полиции пытается получить почти 200 тысяч за то, что я разбил «Приус», заснул за рулем и врезался в электроопору. С моего коллеги пытаются взыскать 30 тысяч за ремонт ходовой, после того, как в темном дворе его автомобиль въехал в открытый люк. Его обвиняют в том, что он неправильно оценил риски, не заметил люк», — рассказывает «Вестям» один из патрульных полицейских Киева.

По его словам, от аварии никто не застрахован. Когда срочный вызов, когда въезжаешь в незнакомый темный двор — нереально оценить обстановку на дороге. «Но это не интересует наше руководство. Когда я шел в полицию, нам не говорили, что мы должны ремонтировать служебные автомобили. Да и разбил я его не специально, так получилось. А теперь приходится отстаивать свою правоту, нанимать адвоката. И если завтра надо будет преследовать нарушителя, я лично подумаю, стоит ли бросаться в погоню, ведь могу случайно служебную машину разбить или чужую», — отмечает полицейский.

Никто не застрахован

Как отмечает адвокат Руслан Белицкий, суды становятся на сторону МВД. 80% решений по возмещению ущерба принимаются в пользу Департамента патрульной полиции. «Служебные автомобили не были застрахованы по КАСКО, была только «автогражданка», и она покрывает риски лишь департамента. То есть в ДТП с участием гражданских лиц им возмещает ущерб страховая. Но ответственность патрульных не застрахована — все, что к ним по закону могут принести, это ограниченную ответственность, в рамках одной заработной платы. Это предусматривает КЗоТ», — подчеркивает адвокат.

Политэксперт Денис Гороховский изучал историю с патрульными машинами, он уверяет: там изначально были проблемы со страховкой. «В 2015 году служебные автомобили застраховала СК «Украина», которая, по данным некоторых СМИ, аффилирована с президентом. Но 23 июня 2015 года в рамках тендера МВД заключило договор с «Украиной», а 1 июля 2015 года у этой компании отобрали лицензию на автострахование из-за долгов перед Моторно-транспортным бюро Украины (МТБУ). Тут очень четко прослеживается схема — лицензию так просто не отбирают. Долги по страховкам «Украины» легли на МТБУ. Из открытых источников я узнал, что сейчас полицейский автотранспорт страхует «Арсенал», и они должны выплачивать возмещение ущерба третьим лицам. Но полиция на ремонт разбитых автомобилей ничего не получает», — рассказывает «Вестям» Гороховский.

Что касается ремонта полицейских машин, то МВД может рассчитывать на страховку только тогда, когда, в отношении участников ДТП будет доказано, что авария произошла по вине третьих лиц, не полицейского. Но чинить машину будут исходя из тех денег, которые предусматривает страховой договор. Если полицейские сами стали виновниками ДТП, они ничего не получают. «По КАСКО служебные машины МВД никто не страховал, так как средняя стоимость страховки 5-8% в год от стоимости автомобиля — дорого. Но учитывая то, что это транспорт, который больше всего подвержен риску, и то, как они сегодня бьются, есть сомнения, что кто-то из страховиков предложит свои услуги. Ведь договор КАСКО предусматривает возмещение ущерба по целому пакету услуг. Для полиции это был бы самый выгодный вариант, но не для страховой компании, которая разорится», — объясняет «Вестям» сотрудник одной из страховых компаний Иван Стрельцов.

Ремонт за свой счет

Примечательно, что департамент подает исковые требования не только к действующим, но и к бывшим сотрудникам полиции. Есть иски к копам и от третьих лиц, которые требуют компенсации за ДТП. С другой стороны, оно и неудивительно: копы сами признавались, что вождению обучались экспресс-методом, а потому буквально через несколько месяцев СТО МВД была переполнена битыми «Приусами».

В пресс-службе МВД «Вестям» сказали, что взыскание материального ущерба с сотрудников полиции — это нормальное явление. «Никаких вопросов к сотруднику МВД не возникает, если служебный автомобиль был поврежден при исполнении служебных обязанностей — скажем, во время преследования или же охраны общественного порядка хулиганы испортили машину. В случае же когда порча имущества произошла по вине самого сотрудника, он должен возмещать ущерб, если не докажет обратное», — говорят в пресс-службе. Более того, в МВД считают, что подобные решения должен выносить суд, разбираясь в том, кто прав, кто виноват. Сам сотрудник может также в суде доказать свою правоту.

В то же время в МВД не хотят афишировать, сколько машин Toyota Prius разбили за время работы патрульные полицейские. По данным на декабрь 2016 года, было разбито 439 служебных автомобилей, в 2017 году к ним добавилось еще 180. В этом году общее количество разбитых служебных авто еще не подсчитывали. «За все годы существования МВД столько разбитых автомобилей не было. За руль служебных милицейских машин не садили человека, только получившего права, минимальный стаж вождения — два года. Если машина попадала в ДТП, ее ремонтировали за ночь за свой счет, чтобы начальство ничего не заметило и можно было обойтись без выговора. Если разбивали автомобиль — на следующий же день сотрудника увольняли. Технику берегли как зеницу ока и работой дорожили», — рассказывает «Вестям» оперативный сотрудник Андрей Кондрашов.

джерело

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.